Автопилот АП-28

На ряде типов самолетов устанавливается автопилот АП-28. Он выпускается в двух вариантах: электрический (с электрическими рулевыми машинами — АП-28Л1) и электрогидравлическпй (с гид­равлическими рулевыми машинами — АП-28, В1, Д1).

АП-28 является автопилотом с жесткой обратной связью (в не­которых модификациях можно встретить изодромную обратную связь).

Автопилот обеспечивает:

стабилизацию самолета относительно осей X У и Z;

осуществление координированных разворотов;

подъем или спуск самолета от ручек управления;

автоматическое приведение самолета к горизонтальному полету;

выдерживание заданной высоты полета.

На рис. 230 изображена упрощенная блок-схема автопилота АП-28.

Регулирование в режиме стабилизации осуществляется по сиг­налам угла и угловой скорости в каждом канале. В канале крена, кроме того, вводится из канала курса сигнал перекрестной связи по углу. Сигналы, пропорциональные углам отклонения по крену и тангажу, снимаются с потенциометрических датчиков централь­ной гировертикали ЦГВ-2 или ЦГВ-8. Эти гировертикали по прин­ципу действия и конструкции основных узлов не имеют принци­пиальных отличий от применяемой в АП-6Е гировертикали ЦГВ-4.

Сигнал угла в канал курса поступает с ГИК-1 или от курсовой системы.

Выдерживание заданной высоты полета осуществляется по сиг­налам высотного корректора, которые после усиления электронным усилителем поступают в сумматор канала тангажа авто­пилота.

Сигналы, пропорциональные угловым скоростям самолета, сни­маются с индукционных датчиков скоростных гироскопов. Перед введением сигналов в сумматоры каналов они преобразуются в на­пряжения постоянного тока фазочувствительными выпрямите­лями.

Суммирование сигналов производится в суммирующих магнит­ных усилителях. Там сигналы управления преобразуются в напря­жения переменного тока и подаются на электронные усилители. В каждом канале сервопривода имеется вибратор, генерирующий колебания, которые накладываются на полезный сигнал. Это спо­собствует повышению чувствительности привода. Иглу гидравли­ческой рулевой машины приводит в движение пропорциональное реле. В приводе, кроме обратной связи 4, 5, 6, охватывающей сер­вомотор, имеется местная отрицательная обратная связь, охва­тывающая только усилители 7 и 16, 8 и 17, 9 и 18. Она предназна­чена для улучшения динамических характеристик сервопривода автопилота.

Включение питания автопилота производится выключателем «Питание», расположенным на пульте управления (рис. 231). На­пряжение подается на гиромоторы и усилители каналов. Имею­щиеся в каналах рассогласования приводят в действие следящие системы (механизмы согласования), которые компенсируют вход­ные сигналы. Кроме того, готовность автопилота определяется вре­менем прогрева ламп и разгона гироскопов — Для этого предусмот­рена задержка времени, которая осуществляется с помощью би­металлического реле.

О состоянии готовности автопилота и включении свидетельствует загорание лампочки «Готов» и «ЦГВ» на пульте управления. Причем лампочка «ЦГВ» загорится только в том случае, если от­сутствует сигнал о выбивании ЦГВ и уг­лы крена и тангажа самолета не превы­шают 60° (или 30° — в зависимости от типа самолета).

Подпись: rtiПодпись:Автопилот АП-28Подпись: Готов © 8i(Л. © УпраВл н швд/и- © А Подпись:Подпись: МтчинаПодпись: tyAPPmP ТонгожПодпись: Рис. 231. Лицевая сторона пульта управления автопилота АП-28Автопилот АП-28Для включения автопилота достаточ­но нажать кнопку «Вкл.», расположен­ную на рукоятке управления пилота, входящую в комплект автопилота. Упра­вление самолетом от рукоятки пилота через автопилот здесь осуществляется по скорости, т. е. положению рукоятки соответствует определенная скорость вра­щения самолета. Сигналы в сервопри­воды от рукоятки пилота поступают через механизмы согласования. Управ­ление от ручки штурмана осуществляется по положению.

При передаче управления самолетом штурману необходимо пе­реключатель на пульте управления поставить в положение «Управ­ление у штурмана».

С пульта управления автопилотом можно заарретировать ЦГВ, для чего надо нажать кнопку «Арретир».

Указатель на пульте управления служит для контроля за поло­жением рам гироузла. При необходимости можно произвести авто­матическое выравнивание самолета по крену и тангажу из любого отклоненного положения в пределах допустимых углов. Для этого надо нажать кнопку «Приведение к горизонту», которая устанавли­вается в наиболее удобном для пилота месте. Для быстрого отклю­чения автопилота на штурвалах самолета устанавливаются кнопки аварийного отключения.